Ваша Корзина пока пустая

Новость от 18.05.2017

Русский папа магнитофонов


27-го января 1948 года в США начали продаваться первые бытовые магнитофоны. Этот день смело можно считать именинами прибора, без которого до последнего времени не обходилась ни единая дискотека. Первое, что публично воспроизвел магнитофон — запись шоу американского певца Бинга Кросби.

Это были катушечные приборы фирмы Ampex (модель Ampex 200), с помощью которых можно было даже записывать на магнитную ленту. Цена одного — 149 долларов за штуку. В первую неделю реализации был продан весь складской запас фирмы – 40 000 штук. Кажется, за любимую музыку американцы выкладывали все, что у них было.

Самое забавное, что изобретение принадлежит русскому инженеру Александру Матвеевичу Понятову, впоследствии ставшему бизнесменом. Изобретатель в 1944-м основал фирму Ampex, а в 1948-м выпустил девайс, который сделал его миллионером.

Первое, что публично воспроизвел магнитофон — запись шоу американского певца Бинга Кросби




А.М.Понятов (1892-1980)


Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо–восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей (по другим данным, когда Александр стал студентом, его отец уже был купцом 1-й гильдии, крупнейшим казанским лесоторговцем). В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д.

Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико – математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге поневыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. Он говорил, что считает себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е. Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе.

Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился.

Выступая как – то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», до 1927-го работал в Шанхае, в электроэнергетике. Жил недолго во Франции, переехал в США. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Работал в Нью-Йоркском НИИ корпорации General Electric, затем опять в электроэнергетике, но в пригороде Сан-Франциско. Женился на американке. Но не мог забыть авиацию и ушёл в дочернюю фирму корпорации Вестингауз. Фирма разрабатывала бортовое электрооборудование для самолётов, как раз появились первые радиолокаторы. Понятов был тогда специалистом по следящим электроприводам. В 1944-м году он основал собственную фирму по разработкам электромеханических устройств и стал субподрядчиком у Вестингауза.

Аббревиатура названия фирмы состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent»- несравненный, превосходный. Фирма "Ампекс" была основана в начале 1940 – х годов в Калифорнии в г. Редвуд–сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины, - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч. Андерсен, Ч. Гинзбург и Ш. Хендерсон. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Ему удалось собрать очень сильный коллектив, к которому позже, в 1952 году, присоединился и совсем юный студент и знаменитый ныне Рей Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены ведущие кинотеатры мира).




Работники А.М.Понятова (слева направо): Чарльз Андерсон, Шелби Хендерсон, Алекс Макси, Рэй Долби, Фред Пфост, Чарльз Гинзбург


По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать « новый хлеб», - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией, - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки. Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу. Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами. 



File:Bing Crosby cropped.jpg

Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б.Кросби почему – то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу.



За период расцвета количество сотрудников Ampex выросло до 15 тысяч



За период расцвета количество сотрудников Ampex выросло до 15 тысяч.

С тех пор Ampex заняли одну из лидирующих позиций в области профессиональной звукозаписывающей аппаратуры, чем хорошенько утерли нос конкурентам из JVC, Philips и другим не менее известным брендам.Вот как выглядел первый магнитофон США, за который американцам не было жалко никаких денег.



Бобиннику США - 66 лет

Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

 

Бобиннику США - 66 лет

 

Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно–техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по–настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.



Бобиннику США - 66 лет

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно – белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались и не смогли решить эту головоломно сложную задачу, - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов.



Бобиннику США - 66 лет



Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под руководством 64 – летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно – строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» ( для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом.


Бобиннику США - 66 лет


Надо понимать, что сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон, по общему мнению, оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских усилий с гениальными научно–техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».


Бобиннику США - 66 лет

 


14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма А.Понятова впервые продемонстрировала свое творение — видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в «Модель–IV»). А через полгода — 30 ноября 1956 года — Си-Би-Эс впервые использовала «Ампэкс» для отсроченного выпуска в эфир программы «Вечерних новостей» с ведущим Дугласом Эдвардсом. С того времени фирма «Ампэкс» стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники.


 

В 1958 г. американское космическое агентство NASA избирает видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменяет этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присуждает понятовской фирме «Оскар» за технические достижения.
Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней генеральному секретарю КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне — ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем. Первый советский видеомагнитофон "Кадр" появился в 1960 году.

 

Бобиннику США - 66 лет


С помощью разработок Ампекса процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. становится управляемым, то есть появляется электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создает аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который завершает революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко «раскручивается» при создании музыкальных видеоклипов и рекламы.

Бобиннику США - 66 лет

 

Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова. Назовем еще два новшества «Ампэкса»: в 1978 г. он разрабатывает систему видеографики, а через три года овладевает цифровыми спецэффектами. Создание Ампексом видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных видеозаписи всего мира висели фотографии А.Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли «ампексированием» .

 

Бобиннику США - 66 лет

 

 

В 1971 был выпущен портативный видеомагнитофон, стоивший 1500 USD. Производственные стандарты высочайшего уровня, установленные Понятовым, стали корпоративной философией AMPEX, завоевавшей роль мирового лидера в производстве аудио- и видеозаписывающих устройств, магнитных лент, систем хранения данных. С 1952 по 2003 фирмой было зарегистрировано 50 патентов.

 

 

Алексадр Матвеевич работал президентом корпорации Ampex до 1955, потом его выбрали председателем, а в 1970 почетным председателем совета директоров. По воспоминаниям его друзей и коллег, он жалел, что не мог заниматься своим делом в России, и также его огорчало отсутствие прямых наследников. Скончался А. Понятов 24 октября 1980. Вместе с И. Сикорским и П. Малоземовым Александр Матвеевич Понятов включен в список наиболее значимых бизнес-лидеров Америки.

 

 

Он прожил 88 лет и был удостоен в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого,- он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине (России) он до сих пор известен лишь специалистам.


источники:
famous-russians-abroadalliruk.livejournal.comru.wikipedia.org

 
 
Вернуться на предыдущую страницу

Похожие новости

Аналоговый звук в эпоху цифры Поступили в продажу калибровочные магнитные ленты. Вы ещё можете успеть! До 11 января новогодняя скидка -15 на ленту LPR35-34530 и на кассеты FOX Пленка опутала меломанов. Аудиокассеты продолжают триумфальное возвращение на рынок Поступили в продажу! Компакт кассеты для профессиональных и бытовых магнитофонов FOX C60 от RECORDING THE MASTERS Предновогодний подарок для посетителей нашего сайта! От компании MMS и студии MMS Records. Студия MMS Records представляет новое издание: альбом Вне Времени от Николая Девлет-Кильдеева! Заказывайте новинки не выходя из дома! Аналог возвращается. Sony спустя почти 30 лет возобновляет производство виниловых пластинок. KEF анонсирует инновационную технологию MAT для своих будущих моделей акустических систем Студия MMS Records представляет уникальную возможность бесплатно скачать цифровую HD копию мастер-ленты альбома: Liamkins.